Режим работы:
П - Пт: с 09:00 до 20:00
Сб - Вс: с 10:00 до 18:00
Заказать обратный звонок
123290, Москва, 1-й Магистральный тупик, д.11, стр.1

Испытания серийно выпускаемых самосвалов

вывоз грунта
stroi-kmv@mail.ru

Автомобили - самосвалы


В.Н.Белокуров, О.В.Гладков, А.А.Захаров, А.С.Мелик-Саркисьянц /избранные главы/


ИСПЫТАНИЯ САМОСВАЛОВ

Создание новых типов и моделей самосвалов , повышение ресурса и модернизация выпускаемых изделий требуют проведения испытаний различных видов.

Испытания опытных образцов, установочных и первых промышленных партий, контрольные периодические испытания серийно выпускаемых самосвалов с целью периодической проверки качества изготовления, эксплуатационные испытания, которые практически в настоящее время непрерывно ведут все заводы автомобильной промышленности, являются тем стержнем, на котором строится вся система совершенствования конструкции, разработки и постановки самосвалов на производство .

В отечественной автомобильной промышленности разработана и стандартизирована по большинству элементов система всесторонних испытаний всех категорий автотранспортных средств (см. прил. 2). Стандарты, нормали и нормативные документы на методы и условия проведения различных видов испытаний широко используют при планировании и организации испытаний. Виды, методики, методы испытаний самосвалов в целом те же, что и для базовых моделей, но они должны быть скорректированы с учетом специализации конструкции и специфики условий работы. Например программы, методики испытаний должны включать дополнительно испытания самосвальной установки в целом и ее отдельных систем, узлов и агрегатов в условиях, соответствующих назначению испытуемой модели самосвала.

Наличие самосвальной установки требует при проведении испытаний учета объема и характеристики перевозимого груза, длины ездки с грузом и без груза, режима и времени погрузки-разгрузки и подъема-опускания платформы, угла подъема кузова, рабочего диапазона температуры и давления рабочей жидкости подъемного механизма, расхода топлива на цикл подъем — опускание платформы, удобства пользования механизмом управления. При испытании в условиях низких температур необходимо дополнительно определять температуру и эффективность системы подогрева платформы, характер образования тумана от отработанных газов, выходящих из систем обогрева платформы, и ухудшение обзорности с места водителя при движении.

Условия работы самосвалов, как правило, более тяжелые, чем условия работы базовой модели, и прежде всего это связано с дорожными условиями, которые должны учитываться при составлении программ испытаний. Контрольные испытания должны включать и определенный объем работы самосвала в реальных условиях эксплуатации. Для самосвалов, предназначенных для сельского хозяйства, дополнительными являются испытания на уборочных работах и на перевозке минеральных удобрений. Для строительных самосвалов необходимо включать в программу испытания при перевозке реальных строительных грузов по схеме: карьер — строительная площадка; бетонный, растворный или асфальтобетонный узел — строительная площадка или строительство дороги, карьер — завод.

Эксплуатационные испытания самосвалов проводят на опорных автотранспортных предприятиях, в экспериментально-производственных автохозяйствах и на базовых автотранспортных предприятиях.

Сбор информации осуществляется на подконтрольных или опытных партиях самосвалов, специально предназначенных и подготовленных для этой цели. Формы первичной документации и схемы сбора эксплуатационной информации, рекомендованные РТМ, должны учитывать структуру и особенности рабочего процесса самосвального парка, позволять с минимальными затратами обеспечивать необходимые достоверность, полноту и непрерывность информации.

В период испытаний необходимо иметь информацию об условиях эксплуатации самосвалов (объем и характеристика груза; средства погрузки; условия и режимы разгрузки; время погрузки— разгрузки; длительность движения по дорогам различных видов; расход топлива во время движения и при разгрузке; давление в гидросистеме).

По результатам эксплуатационных испытаний определяют типовые отказы и неисправности, устанавливают возможные причины их возникновения, выявляют детали, лимитирующие надежность, находят параметры и виды законов распределения ресурсов этих деталей, оценивают нормы расхода запасных частей.

Пример обработки данных о долговечности гидроподъемного оборудования самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555 приведен на рис . 98. В условиях эксплуатации имеет место значительный разброс средних ресурсов; особенно низкий ресурс имеют уплотнитель-ные кольца и грязесъемники. Надежность гидроподъемного оборудования лимитируют детали 20 наименований (восемь резинотехнических изделий).

Средняя длина ездки составила 15... 20 км, но это значение может значительно колебаться в зависимости от условий работы самосвала. Например, при транспортировании вскрыши на карьерах оно может составлять 1,5... 2 км, при перевозке добычи 2,5 ...3,5 км. При перевозке керамзита и других легких заполнителей средняя длина ездки может составлять 30 км.

Ниже приведено распределение перевозимых грузов (в %) самосвалами ЗИЛ-ММЗ-555.

Строительные растворы и бетон 21...40
Щебень, гравий 4...13
Уголь 1...3
Асфальтобетон 10...42 
Строительный мусор 1...6
Песок 4...21 
Снег 2...6
Глина, грунт 1...9
Прочие грузы 1...7


В реальных условиях эксплуатации при перевозке асфальтобетона, строительного раствора и бетона загрузка самосвалов превышала номинальную грузоподъемность на 15...30%- Средний коэффициент использования грузоподъемности при перевозках грунта составил 1,10. Загрузка автомобилей Q, обслуживающих конкретный объект строительства, подчиняется нормальному закону распределения (для ЗИЛ-ММЗ-555 при Q = 5,86 т d =0,8 т).

При эксплуатационных испытаниях в условиях большого города для работы самосвала характерны следующие режимы движения:

по улицам с асфальтобетонным покрытием 80 ...85%; по дорогам категории II, III с асфальтобетонным покрытием 5... 8%;

по дорогам категории III с щебеночно-гравийным покрытием 2...3%;

по грунтовым дорогам, подъездным путям на строительных площадках и в карьерах 5... 8%.

При эксплуатации в загородных условиях резко уменьшается движение по дорогам с асфальтобетонными покрытиями и возрастает движение по дорогам категории III с щебеночно-гравий-ными покрытиями.

В целом эксплуатационные испытания самосвалов показали, что отказы подъемного механизма составляют 6... 18% общего числа отказов самосвала. Например, при испытаниях самосвалов семейства МАЗ выявлено 1607 отказов подъемного механизма, что составило 12% общего числа отказов автомобилей. Средняя наработка до отказа подъемного механизма составила 4600 км.

Длительные контрольные испытания (ДКИ) самосвалов по сравнению с испытаниями базовой модели дополнительно включают испытания самосвальной установки, при этом корректируется распределение пробега по видам дорог.

При пробеговых испытаниях самосвалов должно быть включено не менее 3000 циклов подъема-опускания платформы, из них не менее 1500 циклов со сбрасыванием груза.

В соответствии с ОСТ 37.001.244—82 при испытаниях должны быть проверены:

максимальный угол подъема платформы;

время подъема груженой платформы на максимальный угол;

время опускания порожней платформы;

расход топлива на цикл подъем — опускание платформы.

Угол подъема, время подъема и опускания платформы определяют по результатам замеров не менее трех рабочих циклов. За нечетные принимают средние арифметические значения замеренных величин и сравнивают их с параметрами, указанными в технических условиях (погрешность измерений не должна превышать при определении угла подъема платформы ±1°).

Пробег при ДКИ задают в пределах не менее гарантийного пробега. По дорогам различных видов при нормальных испытаниях пробег распределяется следующим образом (в % гарантийного пробега):

Дороги с усовершенствованным покрытием:
общего пользования 40
городские 10
Дороги с переходным покрытием 25
Грунтовые дороги общего пользования в удовлетворительном состоянии 25


При проведении испытаний самосвалов форсированным методом пробег по дорогам (в % гарантийного пробега) распределяется следующим образом

Дороги с усовершенствованным покрытием
общего пользования ... 7 
городскне 2 
с подъемами малой крутизны (6...9%) 4
Дороги общего пользования с переходным покрытием ... 12


Специальные дороги автополигона:
булыжная с профилированным мощением 3
«бельгийская мостовая»  0,5
 «короткие волны» 0,3
 Грунтовые дороги общего пользования 8

Дополнительно в период проведения форсированных испытаний самосвалы подвергают двукратной выдержке в коррозионной камере по 6 ч (первый раз после выполнения лабораторных работ и второй раз после выполнения 50% планируемого пробега).

В программы-методики форсированных ресурсных испытаний самосвалов в соответствии с РТМ 37.001.054—78 дополнительно включают испытания самосвальной установки, которые проводят на бункерном комплексе автополигона.

Число циклов разгрузка — погрузка за период испытаний должно быть не менее 8000 на каждые 100 000 км назначенного ресурса, из них 75% циклов допускается выполнять в стационарных условиях с закрепленным в платформе грузом (без сбрасывания груза).

Распределение пробега (в %) по дорогам различных видов при форсированных испытаниях приведено ниже.

Самосвалы Дорожно-строительные Карьерные
Дороги с асфальтированным покрытием  4,4  2,5
Грунтовая, в удовлетворительном состоянии  4,72  6,0
Булыжная ровная  0,72  4,4
Подъемы малой крутизны 4,0  5,0
Булыжная профилированная  3,23 4,0
«Бельгийская мостовая»  0,28 0,3
Трек со сменными неровностями 0,14  0,15
«Короткие волны» 0,11 0,15
Всего  20  25
    Аренда самосвала



Испытания при низких температурах являются разновидностью длительных испытаний. Самосвалы северных модификаций должны проходить испытания в условиях низких температур по специальным программам-методикам, в естественных низкотемпературных (до —60°С) природных и дорожных условиях холодной климатической зоны. Для этих условий дополнительные испытания самосвалов включают испытания самосвальной установки и определения эффективности работы системы обогрева кузова. В период испытаний хранение самосвалов — безгаражное, на открытых площадках.

В течение всего периода испытаний при низких температурах должны выявляться и фиксироваться неисправности и отказы самосвальной установки, нарушения в работе гидроподъемного оборудования. Особое внимание следует уделять работоспособности резинотехнических изделий, которые под воздействием низких температур могут изменять свои свойства в результате ороговения, стеклования и хрупких разрушений.

Рабочей программой испытаний автомобилей-самосвалов дополнительно должны быть предусмотрены проверка и определение:

времени подъема с грузом и опускания без груза платформы;

отсутствия рывков при подъеме и опускании;

температуры масла в гидросистеме самосвальной установки;

эффективности системы подогрева кузова;

отсутствия зависания и примерзания груза;

расхода топлива на цикл подъем — опускание платформы;

удобства управления подъемным механизмом, открывания и закрывания бортов ;

характера образования тумана от отработавших газов двигателя, выходящих из системы обогрева кузова, в результате чего может ухудшаться обзорность с места водителя.

Общий пробег самосвала на испытаниях в условиях низких температур окружающего воздуха назначается рабочей программой в зависимости от вида испытаний и должен составлять не менее 15 тыс. км. Не менее 50% общего пробега должны быть выполнены в карьерных условиях.

Испытания отдельных элементов самосвала проводят на разных стадиях. Одним из основных элементов самосвальной установки является гидроцилиндр, который подвергается различным видам испытаний как в составе самосвалов , для которых они предназначены, так и на специальных стендах.

Гидроцилиндры массового и серийного производства должны подвергаться производственному контролю, при котором проверяют наружную герметичность, прочность, функционирование, а при предварительных приемных и периодических испытаниях определяют дополнительно показатели надежности и массу.

Перед испытаниями проводят внешний осмотр гидроцилиндров и проверяют соответствие его деталей и узлов конструкторской документации. Качество материалов, комплектующих изделий должно быть подтверждено клеймами, сертификатами или протоколами испытаний. Соответствие деталей и узлов гидроцилиндров конструкторской документации должно быть подтверждено картами измерений. При испытаниях должны быть использованы рабочие жидкости, указанные в конструкторской документации.

Испытания герметичности проводят созданием избыточного давления внутри гидроцилиндра, выдержкой под этим давлением с последующей оценкой утечки рабочего вещества. В отдельных случаях конструктором может задаваться значение недопустимого падения давления в гидроцилиндре в течение определенного времени.

Для испытаний гидроцилиндров может быть использован стенд, показанный на рис . 99.

Стенд имеет нагружающее устройство 4, которое шарнирно (шарниры 5) закреплено на стойках 11, установленных на универсальной фундаментной плите 12. На выступающем конце шарнира 5 одной из стоек 11 жестко закреплен двуплечий рычаг 6, взаимодействующий с роликом 8. Ролик имеет возможность вращения на секторе 9, ось вращения 13 которого закреплена на этой стойке и служит одновременно осью вращения рычага 10, качающегося в пределах сектора и взаимодействующего с распределителем 14, соединенным магистралью 15 с испытуемым гидроцилиндром 19. Гидроцилиндр цапфами 20 установлен на подпружинном основании 16, которое связано с плитой 12 верхними 18 и нижними 17 пружинами. Головка 3 гидроцилиндра крепится с помощью опорного элемента 2 к нагружающему устройству 4, свободный конец которого несет прикрепленный к нему груз /.

Для перемещения сектора 9 из положения неустойчивого равновесия в крайнее фиксированное положение он связан с шарниром 5 пружиной сжатия 7.

К нагружающему устройству и к плите 12 шарнирами 23 и 26 крепится разгрузочный поршневой гидроцилиндр двустороннего действия, поршневая и штоковая полости которого соединены между собой через обратный клапан 25 с возможностью перепуска жидкости через дроссели 29 и 30, которые соединены с гид-роуправляемым распределителем 27 магистралями 31 и 32. Управляющая полость 28 распределителя 27 соединена магистралью 32 с поршневой полостью 24, а управляющая полость 38 через магистраль 37 соединена с магистралью 15 испытуемого гидроцилиндра 19.

Гидроцилиндр снабжен автономной системой подпитки, которая включает подкачивающий насос 33, соединенный подводящей магистралью 36 с гидрораспределителем 27 и сливной магистралью 35 с гидробаком 34.

При проведении испытаний гидроцилиндр устанавливается на стенде в положение, аналогичное его положению на самосвале. В испытуемый гидроцилиндр подается рабочая жидкость под давлением — происходит подъем груза. Давление в управляющей полости 38, соединенной с гидроцилиндром 19, переключает распределитель 27 и соединяет посредством дросселей 29 и 30, снабженных клапанами, поршневую полость 24 разгрузочного гидроцилиндра 22 с подкачивающим насосом 33, а штоковую полость 21 — со сливом в гидробак 34. Подъем телескопическим гидроцилиндром сопровождается резким изменением скорости в момент начала выдвижения следующего звена. При этом вступает в работу обратный клапан 25, перепуская рабочую жидкость из штоковой 21 в поршневую 24 полость разгрузочного гидроцилиндра 22. Этим достигается возможность применения подкачивающего насоса, подача которого минимальна.

При подходе нагружающего устройства 4 к крайнему положению двуплечий рычаг 6 переключает распределитель 14 посредством сектора 9 на опускание. Происходит слив рабочей жидкости из гидроцилиндра 19 и снижение давления в полости 38.

Повышающееся при этом давление в поршневой полости 24 разгрузочного гидроцилиндра 22 закрывает обратный клапан 25 и переключает гидроуправляемый распределитель 27 (благодаря наличию давления в его управляющей полости 28) таким образом, что поршневая полость 24 соединяется с гидробаком 34, а штоковая полость 21 —с подкачивающим насосом 33. Нагружающее устройство опускается. Дроссели 29 и 30 регулируются на давление, необходимое для нормальной работы разгрузочного гидроцилиндра 22 на сливе из его полостей 24 и 21. Заполнение полостей 24 и 21 происходит беспрепятственно через обратные клапаны, принадлежащие дросселям 29 и 30.

Стенд позволяет проводить как доводочные предварительные, приемочные, периодические, так и исследовательские испытания.

Перед началом испытаний гидроцилиндры должны быть испытаны на прочность при полностью выдвинутых звеньях под давлением не менее 1,5 номинального. Выдержка гидроцилиндров под давлением при приемочных и периодических испытаниях — не менее 3 мин.

Число циклов в течение испытаний регистрируется счетчиками. Значения нагрузок, при которых проводятся испытания гидроцилиндров, должны быть не менее указанных в конструкторской документации. Для проведения испытаний по определению показателей надежности гидроцилиндр должен быть установлен на испытательном стенде относительно центра тяжести внешней нагрузки в положении, аналогичном его установке на самосвале, а для самосвалов с разгрузкой на три стороны — в положении, соответствующем разгрузке назад.

В течение предварительных, приемочных и периодических испытаний показатели герметичности определяются на этапе стендовых испытаний через 50 циклов после начала испытаний, в конце испытаний, а также через каждые 2000 циклов. Норма выноса рабочей жидкости на поверхности плунжеров устанавливается в конструкторской документации или в программе испытаний.

Для испытания гидроцилиндра подъемного механизма автомобилей семейств МАЗ и ЗИЛ на плавность хода, правильность выдвижения секций и на герметичность используют стенды модели С416-392.

Конструктивно стенд (рис. 100) представляет собой стойку 5, сваренную из швеллеров, в верхней части которой расположен рабочий гидроцилиндр 2. В нижней части стойки находится рама с тележкой 11 для установки испытуемого гидроцилиндра 4. Испытуемый 4 и рабочий 2 гидроцилиндры соединяются между собой кареткой 3, которая движется в направляющих, приваренных к стойкам. Стойка со всеми механизмами крепится к раме 9. На раме расположены привод с насосом низкого давления 10 и привод с насосом высокого давления 7. На стойке 5 расположены масляный бак 6 и пускорегулирующая аппаратура. Вся конструкция устанавливается на фундаменте и крепится к нему болтами.

При включении насоса низкого давления масло через золотник с электрогидравлическим управлением попадает в испытуемый цилиндр или в рабочий гидроцилиндр, в результате чего испытуемый гидроцилиндр выдвигается или задвигается; происходит испытание гидроцилиндра на работоспособность.

При испытании на герметичность испытуемый гидроцилиндр устанавливают в крайнем верхнем положении, включают насос высокого давления и по манометру ведут наблюдение. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на давление, соответствующее типу испытуемого гидроцилиндра (для автомобилей семейства ЗИЛ 13 МПа, МАЗ 15 МПа).

Чтобы испытать гидроцилиндр 4 подъемного механизма, его устанавливают в гнездо тележки 11 и подключают к нему шланг. Затем устанавливают тележку 11 с гидроцилиндром 4 под рабочий гидроцилиндр 2 и фиксируют ее; соединяют головку испытуемого гидроцилиндра с кареткой 3 рабочего гидроцилиндра; устанавливают переключатель на шкафу 1 управления в положение, соответствующее автоматическому режиму, а другой переключатель — в положение, соответствующее типу испытуемого цилиндра (ЗИЛ или МАЗ), и включают насос 10 низкого давления. При нажатии на кнопку на шкафу управления испытуемый цилиндр переводится в верхнее положение, после чего переключатель ставят в положение автоматического режима. 

Дальнейший процесс испытания происходит автоматически в течение 3 мин. Затем оставляют испытуемый цилиндр в крайнем верхнем положении установкой переключателя в положение, соответствующее автоматическому режиму. Включают насосную установку высокого давления и регулируют предохранительный клапан 8 на давление, соответствующее типу испытуемого цилиндра. Проверяют герметичность цилиндра внешним осмотром и по показаниям манометра. Подтекание рабочей жидкости не допускается.

Для испытания гидроцилиндра подъемного механизма на плавность перемещения плунжеров, на герметичность цилиндра и работу цилиндра под нагрузкой используют стенд С416-726. На сварной станине стенда (рис. 101) расположены пневматический механизм 6 зажима для закрепления нижней головки испытуемого гидроцилиндра, передвижная каретка 2 с пневматическим зажимом для закрепления верхних головок испытуемого и рабочего гидроцилиндров и для их передвижения по направляющим, а также для фиксации испытуемого гидроцилиндра при проверке его под высоким давлением, пневматические упоры 1 для фиксации каретки 2, механизм 14 крепления нижней головки рабочего гидроцилиндра, рабочий гидроцилиндр 15, предназначенный для раздвижения и сжатия испытуемого цилиндра, привод насоса 8 низкого давления для быстрого заполнения цилиндров маслом при испытании на плавность хода, привод насоса 13 высокого давления при испытании механизма на герметичность, масляный бак 12, подставка 7 для установки испытуемого гидроцилиндра, электрошкаф 9 с пультом управления, приборный щит 16, гидроаппаратура и пневмоаппаратура, реверсивный золотник 5 с ручным управлением.

Чтобы испытать гидроцилиндр, предварительно ввертывают в крышку его крепления штуцер, затем устанавливают его на подставку, поворачивают ручку 10 крана вправо и зажимают нижнюю головку в механизме 6 зажима.

Соединяют испытуемый гидроцилиндр гибким шлангом 4 с гидросистемой стенда и включают кнопки «Пуск», «Низкое давление» и «Пуск», «Цилиндр рабочий». После этого каретка с испытуемым гидроцилиндром передвинется влево до упора. Затем нажимают на кнопку «Стоп» (цилиндров), поворачивают ручку // крана управления вправо и зажимают верхнюю головку испытуемого гидроцилиндра в каретке 2.

Для проверки плавности хода испытуемого гидроцилиндра включают привод низкого давления. При этом масло от насосов 13 (рис. 102) проходит через напорный золотник 15 и далее через дроссель с регулятором и предохранительным клапаном 18, регулирующим расход масла и, следовательно, скорость перемещения плунжеров, отводится к золотнику 1 с ручным управлением и через обратный клапан 20 к реверсивному клапану 6 с электрогидравлическим управлением. В зависимости от того, какой из магнитов золотника включен, масло через золотник проходит в надпоршневую полость рабочего 4 или в надпоршневую полость испытуемого 3 гидроцилицдра— испытуемый гидроцилиндр сдвигается или раздвигается. Масло из гидроцилиндров через клапан 6, напорный клапан 7 и фильтр 19 стекает в масляный бак 17. Напорный клапан 7 создает противодавление в надпоршневой полости гидроцилиндров. При сжатии рабочего гидроцилиндра на одну секцию масло через клапан 1 с ручным управлением проходит в подпоршневую полость рабочего гидроцилиндра. Слив масла в бак из надпоршневой полости рабочего гидроцилиндра осуществляется при помощи золотника 5.

Чтобы проверить герметичность цилиндра, включают привод высокого давления: масло от насоса 9 через обратные клапаны 8 поступает в цилиндры. Необходимое давление (15 МПа) регулируют предохранительным клапаном 12 и контролируют по манометру И. Утечку масла через перепускные клапаны и манжеты испытуемого цилиндра контролируют по количеству масла, вытекающего из крана 2. Масло от насосов 13 проходит на слив через золотник 15 и дроссель 16, который создает подпор во всасывающей полости насоса 9 высокого давления.

 

Для получения консультации оставьте контактный номер

Оставьте номер телефона
  менеджер компании свяжется с Вами в ближайшее время.